С чего начинается финансовая модель, или Магия неслучайных чисел
Что такое финансовая модель бизнеса предприниматель обычно узнает, когда срочно понадобились деньги! Причем, чужие. Свои уже давно пристроены и работают, а нужны чужие, чтобы свои работали ещё лучше! Знакомая ситуация? Как правило, предприниматель впервые слышит термин «финансовая модель» либо от представителей банка, либо от частных инвесторов.
Есть два типичных пути, по которым идут предприниматели для решения этого вопроса
Первый – спросить у других предпринимателей, а второй – самостоятельно найти информацию. Как следствие, сегодня разработать финансовую модель бизнеса предлагают два типа исполнителей:
Преподаватели финансового менеджмента экономических вузов. Созданная ими финмодель представляет собой большой Excel-файл, который малопонятен предпринимателю. Если этот файл с множеством таблиц не принимается банком сразу, то клиент начинает играть роль посредника, передавая финмодель от банка преподавателю и наоборот. Обычно такая разработка ведется долго и стоит дорого.
Студенты тех же экономических вузов. Они практикуют разработку финансовых моделей, ведь их только что научили преподаватели! Студенты делают работу быстро, а платить приходится значительно меньше.
У обоих сегментов есть свои недостатки в разработке финмоделей, однако клиент зачастую о них не догадывается. Для него финмодель выглядит как магия цифр, которая обещает, например, «доходность 15%». При этом предприниматель не задаёт вопросов: «Как? При каких условиях? При каких рисках реализуется эта доходность?»
Опытные бизнесмены знают, что финансовая модель должна удовлетворять следующим критериям:
Быть полной, чтобы учесть все значимые факторы
Быть простой, чтобы в ней можно было легко ориентироваться
Быть интерактивной – легко показывать изменения значений данных в зависимости от изменения факторов: загрузки, цен и процентной ставки
Для того, чтобы разработать такую финансовую модель, нужно:
во-первых, иметь понимание разных типов бизнес-моделей. Это понимание появляется от «насмотренности» – опыта работы с финансами разных компаний.
Во-вторых, для обеспечения качества «сборки» финмодели, её нужно проверять и тестировать. В профессиональной компании, существует внутренняя система контроля. Благодаря ей созданные финмодели проверяются в проектной группе из 2-3 специалистов.
В-третьих, благодаря опыту и «насмотренности» компании, ряд данных может не запрашиваться у клиента. Это существенно сокращает время разработки финмодели, а её стоимость уменьшается. При таком подходе финмодель дает ответы на многие вопросы и позволяет правильно поставить управленческие и финансовые задачи.
Клиенты компании «Пифагор и сыновья» давно привыкли к тому, что разработка любого плана происходит совместно с созданием финансовой модели бизнеса. Планируете год – создаем финмодель, хотите поставить новую производственную линию – создаем финмодель, выходите на новый территориальный рынок – создаем финмодель!
Разработка финансовой модели позволяет на очень высоком уровне «прокачать мышцу планирования» (со слов Максима Воронского, директора компании «Пифагор и сыновья»).